Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
20.05.2009 «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству»
Премия имени Павла Михайловича Третьякова «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству», которой ежегодно награждаются старейшие музейные сотрудники, была учреждена Благотворительным фондом имени П.М. Третьякова в 2006 году на волне празднования 150-летнего юбилея национальной художественной галереи.
Цель премии, как пояснили ее учредители супруги Виктор и Елена Бехтиевы, – поощрение и чествование тех, кто полувековой работой в музее, примерной преданностью делу, высоким профессионализмом и эрудицией приумножил славу и достоинство созданной великим меценатом России, любимой и необходимой каждому из нас Третьяковской галереи.
Чтобы представить читателям «Русского искусства» всех лауреатов премии имени П.М. Третьякова, награжденных с 2006 по 2008 год, редакция журнала попросила каждого из них ответить на пять одинаковых вопросов:
  • Что значит для вас присуждение премии имени Павла Михайловича Третьякова?
  • Какое событие стало для вас самым памятным за долгие годы работы в музее?
  • Что, на ваш взгляд, изменилось к лучшему в галерее и что со временем оказалось безвозвратно утраченным?
  • Какими качествами должны обладать музейные сотрудники, величаемые третьяковцами?
  • Читаете ли вы журнал «Русское искусство» и какое место отводите ему в ряду многочисленных периодических художественных изданий?
Лауреаты премии 2006 года
 
Иовлева Лидия Ивановна
Первый заместитель Генерального директора Третьяковской галереи
 
1. Полагаю, что присуждение премии имени Павла Михайловича Третьякова у каждого лауреата вызывает гордость за признание собственной сопричастности к общему делу по мере сил и способностей достойно сохранять и приумножать то, что было создано нашими великими предшественниками.
2. За более чем полувековой срок моей работы в Третьяковской галерее памятных событий было множество, начиная с радостного и волнительного поступления на службу в галерею. Конечно, памятнее всего то, что ближе к нынешнему дню: празднование 150-летнего юбилея музея и получение Правительственной премии за многотомный каталог собрания Государственной Третьяковской галереи – дело всей моей жизни – и, конечно же, учреждение специальной премии имени Павла Михайловича Третьякова. Я счастлива быть ее первым лауреатом.
3. За пятьдесят лет, что я практически «живу» в галерее, многое изменилось. Собрание увеличилось вдвое-втрое, площади музея расширились и обновились. Сейчас мало кто помнит, что в прежней галерее для открытия какой-либо выставки надо было снять почти треть экспозиции (обычно это был первый этаж – едва ли не все шедевры искусства ХХ века). А ведь их еще надо было куда-то убрать! Депозитарий до 1985 года не существовал! И таких примеров можно привести множество. А музейный «климат» – строгий уровень температуры и влажности! У нас популярна была поговорка: «Наша горница с Богом не ссорится». Дождь на улице – бегай по залам, смотри, где потечет, чтобы вовремя снять картины или подставить ведра, а сухо – ставь «корытца» с водой, особенно в древнерусских залах. Мы, слава Богу, почти забыли об этих временах. Что потеряно? Как всегда, расширение приводит к разобщению. Но я ничуть не жалею о том, что не знаю в лицо и по имени каждого из более чем 1000 сотрудников галереи. Такова жизнь!
4. Важно, чтобы музейные сотрудники, именуемые третьяковцами, были ответственными каждый за свое дело – от уборщицы до директора, гордыми за то, что они работают в великом бессмертном учреждении, и хотелось бы, чтобы все мы ощущали свою сопричастность к этой вечности.
5. Журнал «Русское искусство» читаю, люблю и считаю его одним из наиболее серьезных и грамотных журналов по искусству. Искренне желаю журналу дальнейших успехов и процветания.
 
Плотникова Евгения Львовна
Заведующая отделом графики ХVIII – начала ХХ века
 
1. Присуждение премии имени Павла Михайловича Третьякова расцениваю как подведение итогов моей трудовой жизни, целикомпрошедшей в стенах Третьяковской галереи в постоянном, непосредственном общении с произведениями искусства.
2. Самым памятным событием стало для меня создание и открытие залов графики в здании галереи по Лаврушинскому переулку, где с 1995 года проведено уже 24 графические экспозиции.
3. За последние годы в залах графики прошло много выставок, имевших успех у художественной общественности; вышло из печати несколько томов академического каталога, посвященного коллекции графики; приобретен ряд раритетных произведений, обогативших и украсивших наше графическое собрание. Таких приобретений могло быть гораздо больше, если бы галерея имела достойное финансирование. Удручает то, что музей в настоящее время упорно вовлекается в систему рыночной экономики, а он по сути своей не должен быть территорией рыночных ценностей. Подобная ситуация претит музею.
4. Люди, связавшие свою судьбу с таким музеем, как Третьяковская галерея, должны быть честны и порядочны. От их ответственности напрямую зависит жизнь и сохранность вверенных им шедевров. И еще – они обязаны помнить заветы и беречь традиции основателей галереи.
5. «Русское искусство» – достойное издание, отличающееся высокой культурой и особой интеллигентностью. Радует многосторонность его интересов и хороший макет. С таким журналом приятно сотрудничать.
 
Приймак Наталья Львовна
Ведущий научный сотрудник отдела рукописей
 
1. Известие о присуждении мне премии имени Павла Михайловича Третьякова вызвало в первый момент удивление, затем радость, удовлетворение, чувство огромной благодарности.
2. Наиболее памятными событиями за долгие годы работы в музее были: опубликование дневника художника Аполлона Николаевича Мокрицкого в 1975 году и получение ордена Трудового Красного Знамени к празднованию125-летия Третьяковской галереи.
3. Изменения к лучшему в галерее: новая экспозиция, активизация выставочной деятельности, разнообразие задач, стоящих перед музеем. Утрачено: некий дух общей музейной семьи.
4. Сотрудники Третьяковской галереи призваны отличаться эрудицией, энтузиазмом, трудолюбием.
5. Номера журнала «Русское искусство», с которыми я знакома, нравятся своим обращением к нетрадиционным поворотам тем и их разнообразию.Лауреаты премии 2007 года
 
Петюшенко Витольд Михайлович
Ученый секретарь (1982–2007) Третьяковской галереи
 
1. Присуждение премии имени Павла Михайловича Третьякова для меня очень почетно. Будучи более тридцати лет связанным с Третьяковской галереей, я всегда относился к своей работе как к служению, в меру моих сил и возможностей, русской культуре, музейному делу. Премия – знак того, что такое мое отношение к делу понято и высоко оценено.
2. Самое памятное событие за долгие годы работы в музее – открытие обновленной Третьяковской галереи в 1995 году.
3. Изменения к лучшему – это то, что галерея, наконец, получила развитую инфраструктуру достойную музея мирового уровня. Теперь, когда коллектив стал очень большим и располагается на разных территориях, частично утрачивается то «чувство семьи единой», которое было так сильно раньше.
4. Преданность своему делу и ответственность – главные качества, которыми должны обладать третьяковцы.
5. Журнал «Русское искусство» – серьезное издание, в котором публикуют свои статьи авторы, компетенции которых я могу доверять.
 
Алленова Ольга Александровна (1942–2008) 
Заместитель заведующего отделом живописи ХVIII – первой половины XIX века.
 
На вопросы редакции любезно согласился ответить ее муж, М.М. Алленов – профессор кафедры отечественного искусства исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Ответы на некоторые вопросы прозвучали в выступлении Ольги Александровны при вручении ей премии.
1. «Я честно полагаю, что работать в таком музее, как Третьяковская галерея, – это честь, а получение сегодняшней премии – это удвоенная честь, и я приношу наградившим меня самую глубокую благодарность».
2. Среди наиболее памятных событий галерейской жизни Ольга Александровна выделяла выставки, экспозиции которых принадлежали ее инициативе, а среди них особенно – персональную выставку Ореста Кипренского 1982 года. Впоследствии в авторской книге о художнике (издательство «Белый город», 2000 год) она напишет: «Орест Кипренский по многим позициям удерживает в русском искусстве титул первого: первый романтик, первый ивописец и первый портретист собственно XIX столетия, первый мастер карандашного портрета. Это первенство сопряжено с единственностью, неповторимостью и одновременно с художественным совершенством, которое и в его время, и долго потом оставалось непревзойденным».
3. «С тех пор как я пришла в галерею, уже более сорока лет назад, здесь многое изменилось. Многократно увеличилось число сотрудников. Музейная деятельность стала гораздо интенсивнее, разрослись старые и появились новые отделы, например выставочный, экспертный, издательский, не говоря уже о важном комплексе технических служб. Появились и новые проблемы, при сохранении традиционных и вечных, вроде проблемы взаимоотношения музея и современной художественной жизни, что знавал еще и сам Павел Михайлович Третьяков… Но могу признаться, что трудиться здесь всегда интересно.
Приятно видеть благодарные лица слушателей после лекции или экскурсии, испытываешь удовлетворение, радость после удачно сделанного дела, будь то участие в создании выставки и экспозиции, проведении экспертизы и атрибуции. Не сомневаюсь, что эти чувства многие разделят со мной. Но, конечно, счастье для тех, кто любит искусство, – это возможность столь близко, так сказать, интимно общаться с произведениями – и не только в качестве хранителя, проникая иногда совместно с реставраторами и экспертами в некие живописные тайны, но и просто как зритель, правда, привилегированный в возможности любоваться. Скажем, упоительными клеймами иконы XVII века или игрой света и смысла на шубинских мраморах и бронзах… да разве все перечислишь».
4. «Хотя и не производилось никаких социологических замеров, меня не оставляет убеждение, что по-прежнему процент квалифицированных, опытных и, главное, преданных сотрудников в галерее выше, чем в других чреждениях. Может, это магия музея с его сокровищами, не знаю».
5. Ольга Александровна выделяла и читала в журнале «Русское искусство» публикации авторов, являющихся музейными сотрудниками, имеющих непосредственное отношение к публикуемому материалу. Обещала выступить на страницах журнала, когда подготовит «что-нибудь интересное». Хорошо знала проблемы периодических изданий по искусству (дочь Екатерина – редактор «Артхроники»).
 
Тейс Алина Евгеньевна
Заведующая отделом реставрации графики XVIII – начала XX века
 
1. Присуждение премии имени Павла Михайловича Третьякова явилось для меня честью и высокой оценкой моей работы в музее.
Третьяковская галерея давно стала моим родным домом, которому я отдавала все силы и время. Я благодарна людям, удостоившим меня этой награды.
2. За долгие годы работы в музее самым памятным событием был день поступления в Третьяковскую галерею, в реставрацию графики.
Видеть, прикасаться и продлевать жизнь рисункам выдающихся художников стало смыслом моей жизни. Павел Михайлович Третьяков – великий человек, и я считаю, что работаю у него, служу ему. Поэтому таким же памятным событием стал день присуждения премии имени Павла Михайловича Третьякова.
3. К лучшему в галерее изменились условия работы: выстроили депозитарий и мастерские; появилась различная техника, облегчающая процессы реставрации; открылись специальные залы для экспонирования графики.
Безвозвратно утраченными, в первую очередь, стали люди, с которыми связаны были мои прошедшие годы: Елена Николаевна Дивова – мой учитель по реставрации, Ирина Михайловна Сахарова, Наталья Юрьевна Зограф и многие другие. Эти люди высокой морали, чести, преданные своей работе и своему делу.
4. Такими же качествами должны обладать третьяковцы – совестью, честью, любовью к искусству, не жалея на него времени и сил, а также чувством гордости, что мы работаем в галерее Павла Михайловича Третьякова.
5. Журнал «Русское искусство» считаю уникальным из-за благородной миссии, которую он выполняет, освещая художественные выставки и выдающиеся события нашей культурной жизни.
 
Лауреаты премии 2008 года 
 
Гофман Ида Марковна
Ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XX века
 
1. Присуждение премии имени Павла Михайловича Третьякова для меня значит признание ценности всей моей жизни, которая без остатка отдана служению Третьяковской галерее и русскому искусству. Имя Павла Михайловича для меня свято, оно всегда являлось и является по сей день для всех нас, истинных третьяковцев, нравственным ориентиром и примером беззаветной любви к своему делу. Поэтому премия имени Третьякова – это очень высокая оценка моей длительной деятельности в галерее и ощущение причастности к большому гражданскому подвигу ее основателя.
2. За 54 года моей работы в музее произошло такое количество важных событий, что можно, перечисляя, составить большую книгу. Но, если вспомнить только одно, то я назвала бы встречу в Третьяковской галерее Марка Шагала, в 1973 году. Художник впервые после отъезда из России приехал на родину. Он с жадностью смотрел на нас, желая понять, что за люди населяют эту неведомую ему советскую страну и как они понимают и относятся к искусству вообще и к его творчеству в частности.
А мы были в восторге, что так близко видим, держим за руки, запросто беседуем с таким удивительным, признанным всем миром русским классиком. Шагал восторженно смотрел на нас, тогда молодых сотрудников, и все время повторял: «Какие прекрасные глаза, какие прекрасные лица!» Он явно не ожидал увидеть столько заинтересованных лиц и особенно, немало среди них, еврейских – для него это было очень важно. Шагал отметил, с каким интересом и заботливостью относятся в галерее к его вещам – на дни посещения картины художника поместили в экспозицию. Он охотно отвечал на все наши вопросы и поставил свои подписи на декоративных панно для Еврейского театра, не подписанных им ранее. Они были только что прекрасно отреставрированы тогда замечательными реставраторами Третьяковской галереи во главе с Алексеем Ковалевым. Художник поименно назвал всех изображенных на его панно персонажей, что было так важно для нас при работе над каталогом собрания. Посещение галереи Шагалом явилось большим и памятным событием.
3. Сейчас Третьяковская галерея – это благоустроенный музей с прекрасным депозитарием, специальным выставочным помещением, располагающимся в Инженерном корпусе, с филиалом на Крымском Валу, с восстановленным храмом, который также используется как экспозиционное помещение. Это же – чудо! Ничего подобного раньше не было! Была нищета и убогость во всем: протекающие потолки в экспозиционных залах, там же – разбитые полы, ужасный запасник, страшные комнаты для сотрудников, где ютилось сразу по несколько отделов и на каждом стуле по очереди сидели 3-4 человека. Хранилище было в церкви, где штабелями стояли картины, недоступные для осмотра при работе над каталогом. Сейчас и экспозиция и запас – это наша гордость. Великая благодарность Юрию Константиновичу Королеву и сегодняшним продолжателям начатого им большого дела по строительству и благоустройству Третьяковской галереи! Это то, что у нас улучшилось. А что безвозвратно утрачено? Для меня лично безвозвратно утрачены только наши нищета и убогость.
И слава Богу! А традиции мы бережно сохраняем. Ежегодные «капустники» с поздравлением юбиляров, с подарками и застольем – сохранились; творческие поездки по стране, а теперь еще и за рубеж – нескончаемы; детские елки, отдых с доплатой профкома, дотация на оздоровительное плавание – продолжаются. У нас еще живет и здравствует профком!!! В общем, Третьяковская галерея остается для нас и по сию пору родным, любимым и теплым домом. Нас, верных галерейцев, еще пока много. И сколько хватает сил и таланта, мы продолжаем служить ей.
4. Огромная ответственность быть третьяковцем. Это само по себе уже почетное звание и определенная миссия. Следует быть достойным такого звания и готовым к выполнению такой миссии.
Для этого необходимо: быть профессионалом в самом высоком значении слова – много знать и ни на минуту не уставать пополнять и совершенствовать свое знание; считать свое служение искусству главным делом жизни; ощущать огромную важность и нужность того, что делаешь, – развивать общество духовно, умело и красиво приобщать его к прекрасному. Это возможно через организацию красивых и умных выставок, написание и издание красивых и умных книг, чтение интересных лекций, проведение увлекательных экскурсий, чуткую работу с детьми в художественных кружках и студиях.
Это очень серьезная задача, особенно важная в наши дни, когда происходит переоценка ценностей и идет борьба за человека. Павел Михайлович Третьяков начал это дело и положил на него свою жизнь. А мы – его продолжатели и должны, как и он, кропотливо собирать русское искусство, бережно хранить его, профессионально изучать и делать доступным, нужным и любимым; и еще очень важно: следует растить продолжателей нашего дела – будущих специалистов-музейщиков, чтобы не скудела семья третьяковцев, учить их «делать как мы, делать с нами, делать лучше нас».
5. Журнал «Русское искусство», прошу прощения, пока не стал моей настольной книгой – на моем столе в течение многих лет все было сплошь забито фолиантами «Золотого Руна», «Искусства», «Весов» и прочими изданиями начала ХХ столетия. И все их следовало не только досконально прочитать, но еще и продумать, проанализировать, систематизировать и убедительно донести до читателей, чтобы знали и помнили, – это был титанический труд! Надеюсь, теперь, когда книга о «Золотом Руне» вышла в свет, дойдет очередь и до современных журналов.
 
Ромашкова Лидия Ивановна
Заместитель Генерального директора по безопасности и координации вопросов сохранности музейных ценностей
 
1. Нет слов, чтобы выразить мою благодарность президенту В. М. Бехтиеву и всем членам Попечительского совета Благотворительного фонда за оказанную мне высокую честь быть лауреатом премии имени Павла Михайловича Третьякова. Почти пятьдесят лет моей жизни отданы служению Государственной Третьяковской галерее, а следовательно, и памяти основателя первого музея русского искусства в России. Для сотрудника галереи нет и быть не может более высокого и почетного звания, чем лауреат премии имени Павла Михайловича Третьякова, «почетный знак» которого я буду носить с гордостью и благодарностью; как фамильная драгоценность и семейный раритет он будет храниться в моей семье.
2. В 1985 году, в период моего пребывания на должности главного хранителя, Третьяковская галерея была закрыта на капитальный ремонт и реконструкцию. Встала самая тяжелая и ответственная задача – организовать вывоз всех коллекций из старого лаврушинского дома Третьяковых. Подобного не было никогда, даже в 1941 году из музея не вывозились все произведения искусства.
Для решения многих проблем, связанных с перевозкой коллекции, потребовался весь накопленный опыт, весь наш профессионализм и напряжение всех сил коллектива галереи, особенно хранителей и реставраторов. Это было время грандиозных планов и забот. Горячие споры между коллегами, баталии со строителями и проектировщиками сотрясали галерею. На повестке дня стояли самые разные вопросы – глобальные и мелкие, но все очень важные, требовавшие незамедлительного решения. Мы стали немного строителями, а строители стали немного музейщиками. И это дало свой результат. Мы сдюжили, как говорится, и переехали без «травм и потерь». Это был настоящий подвиг. Самым памятным событием за долгие годы моей работы в музее стало торжественное открытие галереи после реконструкции и капитального ремонта 5 апреля 1995 года. Счастьем и радостью наполнился наш обновленный старый дом. Научные сотрудники и строители, музейные служители и инженеры – все поздравляли и благодарили друг друга, огромный многолетний труд стоял за их плечами, и плоды его были налицо: все вокруг сияло и радовало глаз. В залы галереи вернулись и заняли свои места картины, рисунки, скульптуры – а вместе с ними и зрители, прекраснее и значительнее этого ничего быть не может! Перед Третьяковской галереей выстроилась огромная очередь желающих взглянуть на обновленные залы. Поток зрителей не иссякает по сей день. Кто-то приходит в первый раз, кого-то можно назвать постоянными посетителями, кто-то приводит к нам своих детей и друзей. Ради этих людей мы и работаем здесь, в галерее.
3. В результате капитального ремонта и реконструкции основного здания галерея получила новые фондохранилища и реставрационные мастерские, оборудованные по последнему слову техники. Значительно увеличились экспозиционные площади, появилось десять новых залов. Во вновь обретенном Инженерном корпусе теперь располагаются лекционный и конференц-залы, детская студия, выставочные залы – так мы смогли вывести работу со зрителями на качественно новый уровень. Однако во время реконструкции вся территория галереи стала гигантской строительной площадкой, что, к сожалению, привело к утрате всех садово-парковых посадок. Особенно мне жаль старые растения, например кусты сирени с толстыми одеревеневшими стволами, они были как большие цветущие деревья. Нет теперь и дерева, посаженного внуком Третьякова Андреем Бакстом, приезжавшим в Москву из Парижа в 60-х годах. Произошли необратимые изменения и внутри коллектива. Ушло старшее поколение, пережившее революционные потрясения и эвакуацию в годы Великой Отечественной войны. Трудности сплотили музейщиков, среди которых, конечно, были и споры, и разногласия, но если дело касалось престижа, авторитета Третьяковской галереи как музея, здесь все вставали стеной на защиту Дома Третьякова и его коллекций. Сейчас, когда во главу угла поставлены деньги, когда вышестоящие организации строго указывают на «упущенную выгоду», в музеях началась другая жизнь. Коллекция теперь стала «кормить» музей – другого выхода нет. Истинным музейщикам видеть это горько, больно и обидно. Очень остро в музеях встала проблема смены поколений. Молодежь не идет работать в галерею – зарплата мала. Кто будет заботиться о коллекциях, кто будет продолжать наше многотрудное музейное дело – эти вопросы пока не имеют ответа.
4. Третьяковцы – это сотрудники галереи, многие годы своей жизни отдавшие музейному делу. Быть сотрудником всемирно известного музея – миссия чрезвычайно ответственная и весьма непростая.
Наши тревоги, огорчения сродни материнским заботам о детях, мы «нянчим» наши коллекции, следим за их целостностью и здоровьем, без этого не может существовать галерея, ведь коллекции – основа основ любого музея. Одни приходят в галерею и вскоре покидают ее, а другие остаются на всю жизнь и становятся третьяковцами. Музейные работники – это не только научные сотрудники, хранители и реставраторы, это и различные инженерные службы, отвечающие за стабильность климата, правильное освещение различных видов художественных произведений, за охранную и пожарную сигнализацию, – за все то, что обеспечивает жизнедеятельность всего музейного комплекса. Каждый вносит свой профессиональный вклад в дело сохранения коллекций и продления их жизни. Быть музейщикомтретьяковцем – значит быть человеком очень энергичным и честным, иметь крепкие нервы и достаточное физическое здоровье. Даже уходя из жизни, третьяковцы не уходят из галереи, ибо в галерее из поколения в поколение передается накопленный многими десятилетиями колоссальный опыт работы, на основе которого растет новая смена третьяковцев. Не могу отказать себе в удовольствии похвастаться тем, что присужденная мне премия имени Павла Михайловича Третьякова законно утвердила меня в звании третьяковца.
5. Не так уж много периодических художественных изданий, посвященных русскому искусству и музейной жизни. Стараюсь не пропускать изданий новых номеров журналов «Галерея», «Русское искусство», «Артхроника», «Антикватория» и некоторых других. В них всегда есть что-то новое и любопытное, что дает возможность увидеть нашу музейную жизнь как бы со стороны. Особенно хочу выделить журнал «Русское искусство» №1 за 2008 год, посвященный истории Государственной Третьяковской галереи и семье Третьяковых. С большим вкусом и любовью подобран весь материал, что сделало журнал весьма познавательным и красивым. Хочется поблагодарить издателей и авторский коллектив за любовь к русскому искусству и старейшему национальному музею – Третьяковской галерее.
 
Юшкевич Галина Сергеевна
Старший научный сотрудник отдела реставрации масляной живописи ХVIII – начала XX века
 
1. Премия имени Павла Михайловича Третьякова – наивысшая награда за мою любимую 52-летнюю работу в Государственной Третьяковской галерее. Эти годы включили не только реставрацию картин из собрания ГТГ, но и произведений живописи из многих других музеев страны, где в силу разных причин не было своих специалистов. Сопровождение многочисленных художественных выставок, как отечественных, так и зарубежных, также входило в обязанность реставраторов Третьяковской галереи и требовало от нас большой ответственности.
2. Самым памятным событием за долгие годы работы в музее был переезд из старой маленькой мастерской, располагавшейся в бывшей конюшне семьи Третьяковых, в новое здание. Четырехэтажное, просторное, специально предназначенное для хранения и реставрации картин, икон, рисунков, скульптуры, рам и других ценностей, а также для хранения документации по всем видам реставрации.
3. Огромным изменением к лучшему было появление в 1985 году этого нового здания – хранилища Третьяковской галереи, построенного рядом с основным зданием музея. Реставраторы получили для работы просторные, хорошо освещенные мастерские, а произведения искусства – надлежащие условия для хранения. С тех пор картины размещаются в отдельных помещениях по годам и векам, не покидая рам они повешены на выдвижных стойках, хранятся при определенной температуре и влажности. Все это хорошо, но самая большая утрата – отсутствие общения со старшим, уже ушедшим поколением сотрудников, очень любивших свою работу и старательно учивших нас. Это были великие реставраторы:
К.А. Федоров, М.Н. Махалов, М.Ф. Иванов-Чуронов, А.П. Ковалев, Л.Р. Астафьев.
4. Третьяковцы должны быть эрудированными, любящими свою работу, преданными ей, внимательными к каждой мелочи.
5. К сожалению, я не знакома с журналом «Русское искусство», издаваемым в последние годы, когда мне стало достаточно трудно читать и следить за периодикой.
Редакция журнала «Русское искусство» сердечно поздравляет сотрудников галереи, удостоенных высокого звания лауреата премии имени Павла Михайловича Третьякова, и желает всем благополучия и здоровья.
Редакция журнала "Русское искусство"
Журнал «Русское искусство». 2009. № 2
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2023