Именно такую тему для нового номера журнала «Русское искусство» (№ 1, 2016) выбрала главный редактор Елена Бехтиева, и он действительно открывает новые черты в творческом наследии, казалось бы, хорошо изученных мастеров.
Так, к примеру, знаменитый создатель серии картин о Ленине Исаак Бродский предстаёт глубоким, тонким ценителем и коллекционером искусства. Особенно любивший Илью Ефимовича Репина, он собрал более полусотни картин, рисунков и акварелей своего учителя. В статье, посвящённой архитектору Михаилу Преображенскому, который работал на рубеже ХIХ–ХХ вв. и создал несколько русских храмов за границей, в том числе и знаменитый Свято-Николаевский собор в Ницце, впервые приводятся уникальные акварели зодчего – самые разные варианты его проектов. Возвращает «Русское искусство» также имя и наследие ныне почти забытого Геннадия Ладыженского. Даже специалистам он известен больше как член Товарищества южнорусских художников и как автор сочных по краскам морских пейзажей. Читатель узнает еще и Ладыженского-мецената, оставившего родному городу Кологриву обширную коллекцию своих работ и собранные им произведения русского и западноевропейского искусства. Удивительное открытие ждёт поклонников творчества Шишкина, которые на этот раз увидят не свойственный живописцу пейзаж, а совершенно неожиданное произведение портретного жанра. Уверен, что с самым серьезным вниманием будет воспринят материал о деревянной церковной скульптуре Русского Севера и тех подвижниках, кто сохранил её подчас ценой собственной жизни.
В ряде публикаций затронуты вопросы природы творчества, которые рассматриваются на примере деятельности современных мастеров. Так, прославленный модельер Вячеслав Зайцев выступает на страницах журнала как очень интересный и самобытный художник, размышляющий о вечных ценностях жизни и переживаниях человеческой души. Мало кто знает, что его победы на подиумах домов моды обеспечены многолетней серьёзной и по-настоящему талантливой работой в области графики и живописи.
И конечно, проходящая в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу первая персональная выставка Гелия Коржева – этого поистине титана реалистической живописи XX века – подогреет интерес к воспоминаниям его друга, народного художника СССР Валентина Михайловича Сидорова, которыми мэтр делится с читателями журнала и «ЛГ».