Второй номер журнала «Русское искусство» за 2016-й посвящен перекрестному Году России и Греции. В центре внимания — нерушимая связь между Элладой и нашей страной. Издание Благотворительного фонда им. П. М. Третьякова открывается статьей митрополита Волоколамского Илариона. Читателям предлагается увлекательная история тысячелетнего присутствия русских на Афоне, которые поселились на Святой Горе в начале XI века и вплоть до XV столетия существовали без покровительства российского государства. Впрочем, уже к 1903 году наша братия стала там самой многочисленной. Затем грянули события 1917-го. Связь с Россией оказалась надолго прервана, а Свято-Пантелеимонов монастырь практически обезлюдел. К счастью, в наши дни ситуация исправляется.
Еще одна важная тема — церковное искусство. Уникальный резной иконостас, аналогов которому нет в отечественных крупных собраниях, открывшаяся в Эрмитаже выставка византийских шедевров, иконы из кипариса и слоновой кости, сделанные афонским мастером Козмой Лавриотом, — всему нашлось место на страницах журнала. Уделяется внимание и архитектуре. Россия, подобно другим странам Европы, вышла из «древнегреческой шинели»: даже эксперименты функционалистов вроде Ле Корбюзье не смогли изжить принципы, заложенные тысячелетия назад. Статья ректора МАРХИ Дмитрия Швидковского посвящена науке об ордере, возникшей в ту пору, когда через постройки выражалась гармония мироздания. В продолжение темы — материал кандидата искусствоведения Марии Костюк о московском метро (поводом послужила выставка в Музее архитектуры им. Щусева). Автор знакомит читателей с трансформацией антаблементов и коринфских капителей в проектах советских зодчих.
Изобразительное искусство также испытало на себе влияние Эллады. В 1835 году Грецию посетил находившийся на пике славы Карл Брюллов. В статье Олега Антонова, хранителя фонда русского рисунка ГМИИ, рассказывается, что во время путешествия между живописцем и инициатором экспедиции, меценатом Владимиром Давыдовым, возникли разногласия. Последний хотел получить аккуратно запечатленные архитектурные ансамбли, а Брюллова больше привлекали бытовые сценки и особый воздух и природа Греции. В итоге мастер все же создал несколько акварелей и рисунков, вошедших в альбом, ныне хранящийся в ГМИИ. Другой художник, Василий Поленов, впервые побывал в Элладе в 1882-м и навсегда остался очарованным Акрополем. Его впечатления воплотились в театральных декорациях.
На авторов XX века античность оказала не меньшее воздействие. Среди попавших под ее обаяние был и Лев Бакст. В тексте искусствоведа Елены Беспаловой подробно освещена его последняя работа в драме — сценография «Федры», поставленной для Иды Рубинштейн (древнегреческую трагедию переработал Габриеле Д’Аннунцио). Бакст опирался на ощущения от визита на Крит, где его поразило буйство архаики. Мощные яркие декорации отсылают к монументальным постройкам Кносского дворца.
Наконец, не обошлось без рассказа о важной фигуре для поклонников русского авангарда — Георгии Костаки, владельце знаменитой коллекции. По завещанию значительная часть картин была передана в Третьяковскую галерею. Остальные хранятся в Салониках, в Государственном музее современного искусства. Именно там греческой публике был недавно представлен новый номер журнала «Русское искусство». Ждем теперь презентации в Москве. |