Реставрация произведений искусства является той сферой человеческой деятельности, без которой невозможно представить цивилизованное общество.
Спасая памятники минувших эпох, граждане страны – реставраторы, музейщики, должностные лица, ответственные за сохранение культурного наследия, – сберегают связь времён и поколений, поддерживают историческое достоинство нации, передают стволу и кроне отечественного древа живительное питание, идущее от корней.
Прекрасно понимая, как непроста и неохватна тема, выбранная для номера, редакция всё же обращается к ней, выражая признательность всем авторам, откликнувшимся на предложение побеседовать о проблемах и достижениях отечественной реставрации.
Начинает разговор доктор искусствоведения Ю.Г. Бобров, обозначая проблему с привычных для него философских позиций: «В повседневной практике сталкиваются иллюзии, воплощающие научные идеалы, и реальность, основанная на приоритете практических интересов различных групп общества». Авторы разных статей не сговариваясь указывают на болевые точки современной реставрации, сходясь во мнении с В.Д. Сарабьяновым: «Сокращение сроков работ (юбилейные даты) и экономия средств, благоприятные условия конкурсной политики губительно сказываются на качестве реставрации памятников». Не сглаживают острые углы архитекторы-реставраторы Татьяна Каменева и Ирина Смирнова, взывающие производить восстановительные работы на объектах культурного наследия исключительно по научно-реставрационной методике, исходя из понимания, что «сам памятник (а не коммерческие интересы) должен быть тем, ради чего всё и затевается».
Порадуем читателей очевидными достижениями в деле реставрации, многие из которых базируются на техническом прогрессе и человеческом факторе. В этом ряду статьи: Александра Горматюка – о пяти поколениях спасителей древней святыни, иконы «Богоматери Боголюбской»; Елены Шелковой – об уникальном опыте консервации стенописи Дионисия; Павла Лазарева и Анны Казановой – о реставрации мраморной скульптуры Летнего сада и её музеефикации; Ольги Атрощенко – об уникальном методе дублировки большеформатных холстов, разработанном в Третьяковской галерее и применённом в ходе реставрации картины В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами».
В номер вошли и другие тематические материалы, статьи по атрибуции и коллекционированию. Несколько публикаций посвящены выставке «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения».
|