Вышел из печати четвертый номер журнала «Русское искусство» за 2016 год, издаваемый Благотворительным фондом им. П.М. Третьякова. Тема предновогоднего выпуска — музейные кладовые.
Одна из любопытных историй связана с изданиями, ныне хранящимися в библиотеке ГТГ. Как пишет заслуженный работник культуры РФ Зоя Шергина, первые поступившие сюда книги принадлежали меценату Павлу Третьякову. После его смерти для управления галереей организовали попечительский совет, куда, в частности, вошел коллекционер Илья Остроухов, ценивший русские иконы. В 1918 году на основе собрания Остроухова был создан Музей иконописи и живописи. Впоследствии часть произведений из расформированного музея передали в Третьяковскую галерею.
Поступали в музейные фонды и коллекции августейших особ. Кандидат искусствоведения Наталья Аветян рассказывает об уникальном фотоальбоме, принадлежавшем императрице Марии Александровне. Царица всерьез увлекалась собиранием образцов светописи. Альбом из Государственного Эрмитажа включает в себя более 100 изображений членов императорской фамилии и их приближенных. Сами снимки деликатно подретушированы графитным карандашом и акварелью. Для современного человека подобные документы — бесценные свидетельства, позволяющие рассмотреть лица эпохи.
Выставка в Театральном музее имени Бахрушина (статья подготовлена директором Дмитрием Родионовым) знакомит широкую публику с волшебником сцены Карлом Вальцем. Виртуозный мастер рубежа XIX–XX веков создавал величественные иллюзии с помощью искусных декораций, освещения, машинерии, вызывая восторг зрителей. Одной из подобных удач стало оформление второго и четвертого актов «Лебединого озера» Петра Чайковского. Сам балет, как известно, критики встретили прохладно, однако талантливая работа художника не осталась незамеченной. Надо сказать, сценография Вальца производит впечатление даже на несовершенных черно-белых фотографиях.
Интересное открытие связано с майоликовой вазой, хранящейся ныне в частном собрании. Автор статьи Дмитрий Макаров случайно увидел ее у наследника одного коллекционера и предположил: перед ним творение Врубеля. А доказательства неожиданно предоставили снимки из фондов Музея-заповедника «Абрамцево». Путем сопоставления удалось убедиться, что элементы декора найденного сосуда совпадают с узором на вазе, сфотографированной в мастерской бутырского дома Саввы Мамонтова, где Врубель был частым гостем. И хотя вопрос об атрибуции закрывать пока рано, подобный пример подтверждает: закулисная жизнь музеев и частных собраний достойна отдельного рассказа, который обещает быть по меньшей мере увлекательным.