Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
15.06.2017 Искусство перемены мест

Вышел из печати второй в этом году номер журнала «Русское искусство», издаваемый Благотворительным фондом им. П.М. Третьякова. Тема нынешнего выпуска — путешествия: поездки, вдохновлявшие художников, а также чужие странствия, запечатленные графиками и живописцами.

Центральный материал — статья-сенсация Елены Бехтиевой, главного редактора журнала и соучредителя Фонда. Автору посчастливилось обнаружить картину Карла Брюллова, которая считалась безнадежно утерянной, — портрет доктора Антониу Алвеша да Силва (1850), консультировавшего Брюллова в период пребывания мастера на Мадейре. «Великий Карл» совершил заграничный вояж с целью поправить здоровье. Первоначально держал путь к берегам бразильского острова Святой Екатерины, но затем, поддавшись на уговоры русского посла в Португалии, поменял курс на Мадейру. Здесь был создан ряд работ, одну из них, неизвестный в России пейзаж, Елена Владимировна обнаружила в 2000-м, когда посетила эти места. Нынешний портрет найден в прошлом году: он украшал стены лиссабонской квартиры. За полотном охотились и другие исследователи: еще в 1984-м журналист «Советской культуры» Николай Прожогин написал о поисках произведения Брюллова. Однако цель оказалась достигнута лишь тридцать два года спустя.

Другой любопытный раздел номера — статьи о Зинаиде Серебряковой, чья выставка сейчас проходит в Третьяковской галерее. Павел Павлинов, научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, исследует роль Италии в творчестве художницы. А историк Ирина Иванченко публикует главу из своей уникальной монографии «У памяти в плену» (2017), выпущенной тиражом всего лишь сто экземпляров. Рассказ об усадьбе Нескучное, родовом имении семьи Лансере, перемежается редкими рисунками и фотографиями из архивов разветвленного клана.

Тему открытий продолжает текст Ирины Финской, заведующей сектором научного отдела хранения архитектурно-графических фондов XX–XXI веков Музея архитектуры им. Щусева. Впервые появляется возможность ознакомиться с некоторыми рисунками советского зодчего Михаила Минкуса. Один из авторов здания МИД на Смоленской площади, Большого каменного моста, станции метро «Проспект Мира» совершил поездку в Китай в 1958 году. Прежде всего его интересовали дома в стиле ар-деко: богатейший материал дал Шанхай, особенно север города, застроенный иностранцами. Сделанные карандашом и пастелью, эти наброски не только демонстрируют точную технику, но и передают национальный колорит, а также дают представление о международных тенденциях в архитектуре первой половины прошлого столетия.

Тема путешествий предстает и в более широком контексте: например, исследуется ориенталистская проблематика в произведениях русских художников. От полотен Павла Кузнецова, где Восток выглядит чарующим, но малопонятным, до изысканных рисунков Льва Бакста, повлиявших на моду первой трети XX века: именно благодаря отечественному кудеснику европейские дамы облачились в шаровары. Другие статьи посвящены более локальным, но столь же интересным феноменам: образу Урала в творчестве наших мастеров, ледяному обаянию Арктики в картинах Александра Борисова, ювелирным иллюстрациям Александра Мелихова к «Хожению за три моря» Афанасия Никитина. А материал о паломнических иконах, запечатлевших древние города и храмы, порой давно исчезнувшие, открывает перед читателем новое — сакральное — географическое измерение.

Ксения Воротынцева
Газета «Культура». 2017. 15 июня
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2023