„Остров сокровищ“ Карла Брюллова и другие адреса
Второй номер этого года журнал «Русское искусство», издаваемый Благотворительным фондом им. П.М. Третьякова, посвятил «творческим командировкам» самых разных мастеров – живописцев, графиков, архитекторов.
«Эпицентром» номера, безусловно, стала Мадейра – «остров сокровищ» Карла Брюллова, два из которых посчастливилось обнаружить там главному редактору журнала Елене Бехтиевой. В 2000-м она открыла не известный ранее специалистам «Вид форта Пику» и приложила немало усилий, чтобы полотно попало в собрание родной Третьяковки. Неутомимый исследователь, Елена Владимировна, не оставляла надежд найти и раритет, о котором имелись только косвенные сведения – портрет доктора Антониу Алвеша да Силва, лечившего художника во время его пребывания на острове. Поиски увенчались успехом в 2016-м. Брюлловская работа приобретена Правительством Мадейры и станет экспонатом Музея романтизма, который планируется создать на одном из самых романтичных островов в мире.
По традиции «Русское искусство» откликается на знаковые выставки, проходящие в Третьяковской галерее. На этот раз в центре внимания оказалась Зинаида Серебрякова, жизнь и творчество которой показаны в необычных ракурсах – сквозь призму пленившей её в юности Италии (которую обычно «затмевает» приютившая художницу Франция) и через сияющий флёр Нескучного – родового гнезда Лансере-Серебряковых.
Пути, по которым читатель следует за авторами этого номера, рано или поздно приводят его к необходимости избавляться от привычных представлений.
Например, о железнодорожном вокзале, как о суетном пространстве, которое хочется побыстрее покинуть. Наталия Душкина рассказывает о вокзалах, построенных её знаменитым отцом в Симферополе, Сочи и Днепропетровске, а Валерий Марков – о вокзале Владивостока, «лучшем на всём пути Великой Сибирской железной дороги». Делают они это с такой любовью к таланту зодчих, что, оказавшись в следующий раз в очередном «путевом дворце», вам непременно захочется замедлить шаг и вслушаться в гармонию аркад, башен и колоннад.
И так страница за страницей. Писать маслом при минус 37,5 по Цельсию кажется совершенно немыслимым ровно до тех пор, пока благодаря заведующей Музеем художественного освоения Арктики не узнаешь о судьбе Александра Борисова, которого современники величали «Бояном льдов и полуночного солнца». Унылая патина обыденности осыпается с «индустриального пейзажа», когда Маргарита Сенющенкова рассказывает о русских художниках, вдохновенно писавших виды уральских горных заводов. «Космические» краски на картинах Алексея Леонова воспринимаются абсолютно неправдоподобными, пока сам автор не поведает о том, что, находясь на орбите, фиксировал их с помощью специальных приборов и даже собирался писать докторскую диссертацию по цветовым картам Земли.
В человеке одарённом под чужими небесами желание творить получает особый импульс – гении иных мест заставляют звучать струны, молчащие среди родных пенатов.