Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
28.06.2018 Все тексты ведут в Крым

Второй в этом году номер журнала «Русское искусство», издаваемый Благотворительным фондом им. П.М. Третьякова, посвящен Крыму, запечатленному художниками и писателями.

Инна Попова и Зоя Дудникова, сотрудники Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя, рассказывают о знаменитой панораме Франца Рубо. Ранее называвшаяся «Штурм 6 июня 1855 г.», она вошла в историю как «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.». Гигантское полотно создавалось к 50-летнему юбилею защиты города. Во время Великой Отечественной в здание, где оно хранилось, попали снаряды — удалось спасти лишь 86 фрагментов произведения. В 1950 году было принято решение о воссоздании шедевра на новом холсте. В итоге творение Рубо не скопировали, а творчески дополнили под влиянием недавних сражений в Крыму.

Утраченный дворец в Ореанде — в фокусе внимания Анастасии Лосевой, старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания. Первая резиденция русских императоров в Крыму, стилистически отсылавшая к античности, сгорела в 1882 году: сохранилась только ротонда на скале. Из руин по заказу великого князя Константина Николаевича была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

О других резиденциях — уже принадлежавших князьям Юсуповым — можно узнать в материале филолога Валентины Евдокимовой. Дворцы в Кореизе и Коккозе не раз упоминались в переписке великосветской семьи. Приведены фотографии, позволяющие, в частности, оценить имение в Кореизе, которое Феликс Юсупов-младший несправедливо называл «довольно уродливым строением из серого камня»: на снимках — богатые интерьеры и роскошные виды усадьбы.

В отдельный блок можно выделить статьи о художниках, чье творчество и судьба оказались связаны с Тавридой. Галина Чурак, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века ГТГ, знакомит читателей с крымским периодом «гениального юноши» Федора Васильева. Елена Теркель, заведующая отделом рукописей ГТГ, рассказывает о Василии Верещагине, написавшем неподалеку от Севастополя несколько картин, в том числе «В Крыму» (1899), пропавшую в революцию: сохранилась лишь почтовая открытка, сделанная с этюда.

Не забыли и о Константине Коровине: он стал героем материала Ольги Атрощенко, заместителя заведующего отделом живописи второй половины XIX — начала XX века ГТГ. Коровин задумался о покупке имения, когда навещал больного Чехова: писатель предложил поселиться в принадлежавшем ему домике на берегу бухты в Гурзуфе. Мастер отказался, однако позднее все-таки приобрел землю на одном из склонов. Построенную им двухэтажную дачу посещали Бунин и Горький. Художник часто писал волшебные виды, открывавшиеся с веранды. Попадал на его картины и дом, где когда-то жил Антон Павлович.

Продолжает «чеховскую тему» публикация Геннадия Шалюгина, бывшего директора Дома-музея А.П. Чехова в Ялте: она посвящена периоду создания «Трех сестер», когда автор прятался в «мазанке среди скал» от надоевшего светского общества. А в воспоминаниях Константина Паустовского, фрагменты которых вынесены в отдельную статью, читатель познакомится с диалогом двух писателей, пусть и случившимся, когда Чехова уже почти полвека не было на этом свете.

Ксения Воротынцева
Газета «Культура». 2018. 28 июня
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2024