Журнал «Русское искусство», издаваемый Благотворительным фондом имени П.М. Третьякова, отмечает 95-летие первого выпуска и 15-летие возрожденного издания. Нынешний юбилейный номер посвящен знаменитым фамилиям, прославившим российскую культуру.
Материал заместителя главного редактора Марины Потылико рассказывает об отечественных художниках — от Дионисия до Малевича. Поводом послужила выставка «Русский путь», представившая в Ватикане шедевры из российских музеев. Ирина Шуманова, заведующая отделом графики XVIII — начала XX века ГТГ, обращается к творчеству и биографии Сергея Судейкина. Автор статьи касается не только иконографии знаменитых жен мастера, Ольги и Веры, но и его кинематографических опытов.
В номер вошли также лучшие материалы из более ранних выпусков журнала, уже ставших библиографической редкостью. Среди статей — рассказ главного редактора Елены Бехтиевой о поместье Ивана Тургенева Ясени, расположенном во французском Буживале. Эти земли писатель подарил возлюбленной, оперной певице Полине Виардо. Теперь здесь находится дом-музей Тургенева. Хранятся ценные экспонаты: немецкое фортепиано, принадлежавшее Виардо (ученице Листа и Шопена), письменный стол Ивана Сергеевича. Можно увидеть фотографию Полины Тургеневой, дочери классика от вольнонаемной белошвейки Авдотьи Ивановой. Но главное — представлены первые издания «Записок охотника» на русском и французском языках. Как удалось узнать автору статьи, книга была напечатана за границей благодаря содействию Виардо: сам литератор в то время находился в ссылке в деревне — в России его сочинения считали подстрекательскими.
Екатерина Хохлова, директор Библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна, праправнучка основателя ГТГ Павла Третьякова, посвятила статью знаменитому предку. Сотрудники галереи Ирина Лабезникова, Татьяна Карпова и Нина Маркова обсудили творчество Николая Ге — своеобразного предтечи экспрессионизма. Разговор состоялся в 2011 году и был приурочен к ретроспективе художника. Впрочем, проблемы, поднятые в беседе, остаются актуальными и сегодня. ГТГ в 2019-м представит выставку Эдварда Мунка, где покажет переклички между отечественным искусством и европейским экспрессионизмом.
Светлана Степанова, главный научный сотрудник отдела живописи XVIII — начала XX века ГТГ, раскрывает значение Рима в творчестве живописца Александра Иванова. Пушкинист Лариса Черкашина делится воспоминаниями о встрече со скульптором Михаилом Аникушиным, автором памятника Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге. Бронзовый монумент буквально спас жизнь ваятелю: мэтр поскользнулся и чуть не рухнул вниз, когда наносил финальные штрихи. Произошло чудо — рука поэта подхватила мастера; впрочем, вероятно, художник просто зацепился курткой.
Материал заместителя генерального директора ГТГ по научной работе Лидии Иовлевой, ушедшей из жизни в 2018-м, посвящен соотношению творчества Исаака Левитана и Константина Коровина. Ретроспективы обоих классиков, проходившие в Третьяковке в начале 2010-х, стали настоящими хитами. Алла Луканова, заместитель заведующего отделом личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, показывает художников Наталию Гончарову и Михаила Ларионова в необычном ракурсе — как коллекционеров. К 1913 году Ларионов был владельцем внушительного собрания, куда входили диковинные табакерки, лубки, подносы, вывески, афиши, игральные карты. В эмиграции ему пришлось начать практически с нуля, однако результаты оказались впечатляющими: жилище Гончаровой и Ларионова было завалено сокровищами, в том числе работами звездных коллег. После смерти супругов в Россию попали лишь книги, газетные вырезки и архивы: часть из них можно увидеть на ретроспективе Ларионова, проходящей в Новой Третьяковке.
Финальный материал номера, подготовленный Натальей Ардашниковой, хранителем музейных предметов отдела живописи второй половины XIX — начала XX века ГТГ, знакомит читателей с портретом скрипача Анатолия Микули работы Сергея Конёнкова. Эта статья не только рассказывает о фактах прошлого, но и задает перспективу — ведь в 2019-м будет отмечаться 145 лет со дня рождения знаменитого ваятеля. |