Перед нами – коллективное признание в любви к Городу. Древнему, фантастическому, многострадальному. Городу, который утрачен навсегда, но продолжает каким-то непостижимым образом существовать и вокруг, и внутри нас. На страницах журнала возникает Москва-стихия, пленительная и своевольная «натурщица», далеко не каждому мастеру позволяющая запечатлеть её подлинный облик. Заведующая научно-экспозиционным отделом Симферопольского художественного музея Александра Кугушева рассказывает о «портретах» столицы в собрании, находящемся за тысячу километров от Москвы, а историк искусства Владимир Погодин – о тех из них, что можно увидеть в выставочном пространстве Школы акварели Сергея Андрияки в двух шагах от Садового кольца. Не обойдены вниманием и частные коллекционеры – читателя ждут увлекательные рассказы о собраниях выдающегося дирижёра Н.С. Голованова и известного правозащитника С.И. Григорьянца.
Одна из важных сюжетных линий этого выпуска – «поиски утраченного». Научный сотрудник музеев Московского Кремля Юлия Бузыкина рассказывает об иконе с изображением патриарха Ермогена, на которой запечатлён взорванный большевиками Чудов монастырь. Известный искусствовед Нина Геташвили проводит захватывающую экскурсию по московским адресам русского авангарда. Дома и их судьбы – магистральная составляющая номера. Нескучную историю усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых, где вот уже тридцать лет располагается «Геликон-опера», поведает читателям Анна Грибкова, куратор выставочных проектов театра. Атмосфера особняка на Средней Кисловке, в котором делали первые шаги в искусстве три дочери именитого московского купца Василия Якунчикова, оживает в статье Ольги Атрощенко, заместителя заведующего отделом живописи второй половины XIX – начала ХХ века Третьяковской галереи. О доме в Бобровом переулке, хранящем бесценные реликвии семейства Лансере, рассказывает одна из его представительниц – художница Екатерина СеребряковаНиколаева.
Надо признать, что этот номер журнала чем-то схож с бережно хранимыми семейными альбомами – так много в нём «фамильных историй». Михаил Каменский, специалист по истории собирательства в России, сын известного художественного критика Александра Абрамовича Каменского, рассказывает о самоотверженной борьбе своего отца за возвращение в историю советского искусства имени Марка Шагала. Иван Глазунов, принявший из рук отца руководство возрождённой Ильёй Сергеевичем Академии живописи, ваяния и зодчества, делится с читателями своими воспоминаниями.
Завершает это своеобразное «московское путешествие» фрагмент книги, ставшей последней в творческой биографии Юрия Нагибина, – «Всполошный звон». Думается, каждый, кто будет держать в руках этот номер «Русского искусства», повторит вслед за классиком: мы нужны этому городу едва ли не больше, чем он нам.