Редакция журнала часто предлагает своим читателям темы, считающиеся неисчерпаемыми по определению. Тем интересней наблюдать, как выстраивается внутренняя архитектоника конкретного номера за счёт выбора ракурсов, авторов, персонажей, эстетических и временных критериев. На этот раз – передвижничество. Не только как художественный, но и как этический, социальный и нравственный феномен.
Своеобразной «увертюрой» к теме стала статья известного композитора и музыкального критика Бориса Асафьева «Борьба против «предуказанной красоты», раскрывающая предысторию возникновения движения и роль московских художников в его формировании. Написанная ещё на рубеже XIX и ХХ веков, она служит своеобразным камертоном для материалов, составивших номер. Живописцы, в разное время входившие в ТПХВ, широко представлены в собрании Третьяковской галереи, и статья доктора искусствоведения Татьяны Юденковой «Павел Третьяков и передвижники» не только станет для читателя гидом по соответствующему отделу экспозиции, но и позволит лучше понять, что в работах этих мастеров больше всего волновало создателя национального музея.
Человек обычный, как правило, воспринимает время единым потоком. Художнику же дана особая зоркость, позволяющая вычленить из общего течения времени именно ту струю, которая будет питать и наполнять энергией его творчество. Материалы номера подобраны так, чтобы максимально широко осветить разные грани тонкого и сложного процесса взаимодействия художника со своей эпохой. Главный научный сотрудник ГТГ Галина Чурак представляет Василия Сурикова, увлечённого постижением тайн русского характера и осмыслением давней истории отечества. Коллекционер Дмитрий Поликарпов – Владимира Соколова, стремившегося раскрыть глубинную красоту неброского русского пейзажа. Людмила Подколзина, старший научный сотрудник музея-усадьбы Николая Ярошенко, рассказывает не только о самом художнике, считавшемся хранителем традиций и принципов ТПХВ, но и его коллегах-единомышленниках.
Как мостовую арку, соединяющую мастеров века XIX с теми, кто творил в следующем столетии, можно рассматривать статью кандидата искусствоведения Надежды Мусянковой «Передвижники у истоков социалистического реализма». «Витраж», отразивший ХХ век на страницах журнала, составляют личности не просто яркие и неординарные, но, что важнее, выламывающиеся из рамок своего времени, – Роберт Фальк, Татьяна Маврина, Ольга Жекулина, Иван Мясоедов, Николай Дивов. Ставшие легендой или незаслуженно забытые, они всё равно – звено за звеном – составляют непрерывную связь времён.