Тема очередного номера неожиданна и закономерна. Когда мир балансирует в точке неустойчивого равновесия, человек поневоле начинает искать для себя опору понадежнее. Когда в пространстве, которое ещё недавно считалось общим, единым и неделимым, возникают искусственные барьеры, разгораживающие страны, народы и отдельных людей, душой обращаешься к тому, что невозможно просто так раскромсать на ломти и растащить по «индивидуальным» углам. Имя этой опоре, этому общему достоянию всех и каждого из живущих на земле – искусство! То, что Лев Толстой назвал средством единения людей. Цитата возникнет на страницах журнала в очень подходящем месте – статье Анны Григорьевой, посвящённой Всероссийскому музею декоративного искусства, выстраивающему новые приоритеты в стремительно меняющейся реальности.
Этот выпуск журнала можно сравнить с искусно сотканным многофигурным гобеленом: убери из композиции хотя бы одно «действующее лицо» – и замысел развалится. Потому что лица эти в ней неслучайны. Каждое – весомое доказательство простой истины: русское искусство, русская культура миллионами нитей вплетена в полотно культуры общемировой. Единственный в своём роде дворец графа Воронцова в Алупке, о котором беседуют директор музея Александр Балинченко и куратор онлайн-проектов Фонда имени П.М. Третьякова Евгения Губайдуллина, – гимн таланту английского архитектора Эдварда Блора, немецкого мастера ландшафта Карла Кебаха и сотен русских мастеров, воплотивших их грандиозные замыслы. «Медным всадником», история которого поведана читателям замечательным писателем и журналистом Сергеем Разгоновым, мы обязаны двум выдающимся французским скульпторам и императрице, которая, не будучи русской по рождению, немало сделала для вящей славы государства Российского.
Замысловатые «пересечения судеб» в мировой культуре рассматриваются авторами с самых разных ракурсов. Главный редактор журнала Елена Бехтиева и заместитель генерального директора ГТГ по научной работе Татьяна Карпова ведут увлекательный диалог о «посланиях», оставленных грядущим поколениям «последним академистом» Генрихом Семирадским. Лариса Бардовская делится историей утраты и счастливого обретения двух небольших акварелей Саломона Гесснера, подаренных швейцарским живописцем Екатерине II. Светлана Усачева прослеживает влияние европейских школ в пейзажах неугомонного странника Алексея Боголюбова. Ирина Щеблыгина напоминает о русских корнях английского балета, а Елена Беспалова – о драматичной судьбе «Спящей красавицы», последнего спектакля, оформленного Львом Бакстом для Сергея Дягилева. Особое место занимают статьи о художниках, которым довелось жить и творить не только на родине, но и за её пределами, вплетая русское искусство в канву европейского – Юлии Рейтингер, Николае Миллиоти, Эдуарде Штейнберге.
Как бы глубоко в историю не погружалось «Русское искусство», на его страницах всегда находится достойное место для тех, кто сегодня продолжает непростое и кропотливое дело поддержания международных культурных и художественных связей. На этот раз героинями номера стали известный испанский коллекционер и меценат Долорес Томас Сильвестре и неутомимый общественный деятель из семейства Серебряковых-Бенау-Лансере Ольга Николаевна Адамишина. Похоже, редакция не случайно завершает номер двумя столь колоритными «женскими портретами» – мир, как и любовь и красота, испокон веков покоится на женских руках.