Тот, кто давно путешествует по вселенной русского искусства с этим журналом, знает – люди, которые в нём работают, обладают уникальным коллективным даром видеть неизвестное в известном и увлекать читателя на поиски невероятного в очевидном. Как часто мы проходим мимо красоты, сохранившей скромное обаяние подлинности – неброскость. Проходим, не замечая, не задумываясь о том, сколько тепла, света и радости она может принести в нашу жизнь. Так человек, оглушённый бряцающими кимвалами, не в состоянии расслышать соловьиную трель.
Выпуск, посвящённый народному творчеству, редакция готовила совместно со Всероссийским музеем декоративного искусства. Презентация номера, состоявшаяся в стенах музея, стала знаковым событием в жизни журнала – ею редакция открывает серию мероприятий, приуроченных к столетию выхода в свет первого выпуска «Русского искусства», которое будет отмечаться в 2023 году. Корифеи, стоявшие у истоков журнала – Александр Бенуа, Игорь Грабарь, Евгений Замятин, задали вектор, которому неукоснительно следуют их преемники: наводить мосты между «великим прошлым и мятущимся настоящим». Новый номер журнала – убедительное тому доказательство.
Открывается он статьёй директора музея Елены Титовой о сокровищах, хранимых в старинном особняке на Делегатской. Объять необъятное немыслимо, автору пришлось ограничиться лишь самыми крупными экспозициями – «Русский стиль. От историзма к модерну», «Традиционное народное искусство», «Русская лаковая миниатюра». И красной нитью проходит через рассказ мысль о том, что наши предки видели в искусстве прежде всего красоту, способную сделать жизнь не только ярче или удобнее, но ещё и… безопаснее как в прямом смысле, так и в переносном, восходящем к глубокой древности.
Среди авторов номера много сотрудников музея, которым представилась возможность не просто рассказать о коллекциях, вверенных их попечению, но вернуть читателя к мысли о том, что все эти предметы когда-то были составной частью нашего быта, привнося в повседневность живые краски праздника. Анна Волкова выводит целый хоровод матрёшек – не просто красивых куколок, но добрых помощниц в хозяйстве – сахарниц, солонок, ёмкостей для чая и пряностей. Антуан Доцев рассказывает о Борисе Васильевиче Графове, известном художнике из Жостова, с именем которого связан «золотой век» промысла.
На страницах номера, как и в жизни, дистанция между мастером-профессионалом и вдохновенным любителем много меньше, чем мы привыкли думать. Татьяна Синельникова увлечённо рассказывает о мире «самобытников», для которых кисти и краски – не профессия, а способ познания человека. Ольга Дьяконицына посвящает свою статью удивительной художнице Екатерине Ивановне Медведевой, не растратившей своего «наива» к 85-летнему юбилею. А Надежда Мусянкова предлагает вместе с ней поискать нити, связывающие русский авангард и народную игрушку.
Лейтмотивом номера стала тема отражения в народном творчестве семейного начала. Нам так часто повторяют, что семья – основа всего и от того, как и чем она живёт, зависит жизнь страны, что важность этой простой истины начинает тускнеть от тривиального «употребления». Но у читателей журнала есть возможность содрать шелуху тривиальности и увидеть семью другими глазами. Лариса Якубенко представляет свадебные рубахи из собрания Белгородского музея народной культуры, напоминая, какую роль они играли в жизни русской женщины. Екатерина Рычкова раскрывает феномен заонежской вышивки, не просто одного из крупнейших художественных промыслов Русского Севера, но веками выработанной системы защитных сил, на которые опирались наши предки. Светлана Романова рассказывает о михайловском кружеве и кадомском венизе, искусстве, родившемся ещё в Петровскую эпоху благодаря творческому союзу русских и венецианских мастериц. И снова на первый план выходит глубинная суть тончайших переплетений. Той же энергетикой пронизаны ковры приамурских мастеров, которыми не устаёт восхищаться Галина Титорева.
Неожиданный поворот тема получает в материалах Екатерины Мурадовой и Светланы Хромченко. Женщина – хранительница домашнего очага. Но беречь его можно не только готовя пищу и воспитывая детей, но и наполняя дом произведениями искусства, полными мощных философских смыслов, как это всю жизнь делала Манаба Магомедова, первая из кубачинок, кто взял в руки штихель и завоевал право заниматься считающимся абсолютно мужским искусством обработки металла. А Ирина Андреева стала первооткрывательницей жанра скульптурной композиции из войлока в технике мокрого валяния.
При словах «народные промыслы» у многих автоматически возникает ощущение чего-то древнего, к сегодняшнему дню прямого отношения не имеющего. Статья Веры Фоминой о возрождении в селе Акшуат мастерства плетения из ивовой лозы, промысла, возникшего в тех краях ещё в начале прошлого века, убедит в обратном – здешние столы, кресла, табуреты раскрученному иностранному ширпотребу сто очков вперёд дадут. А вот оконным наличникам пока не везёт. Искусство, о котором с таким восторгом пишет Иван Хафизов, почти утрачено, многие истинные шедевры доживают последние дни на разрушающихся деревянных домиках. А ведь наличники издавна считались защитой окон – глаз дома, в котором нечисть, если он любовно изукрашен, не заведётся. Такой же защитой окнам, карнизам и печам служили изразцы. Лидия Чердинцева представляет читателям их самое крупное в России собрание, хранящееся в объединённом музее-заповеднике в Измайлово.
Как в нашем мятущемся настоящем не дать рассеяться золотому песку народного творчества? Есть ли у него завтрашний день? На эти вопросы отвечают преподаватели Высшей школы народных искусств Ирина Куракина и Сергей Тихомиров, единственного не только в России, но и в мире государственного вуза, где готовят мастеров традиционных художественных промыслов по 22 специальностям. Впрочем, любое искусство живёт до тех пор, пока оно нужно людям. Закрывая журнал, понимаешь, что рукотворной красотой, о которой с таким теплом рассказано, можно не только восхищаться. Стоит поискать для неё в своей жизни достойное место – не в переносном, а в прямом смысле слова. Мы сетуем, что в тревожные времена нам не на что опереться. А на самом деле вокруг таких опор – прочных, надёжных, в буквальном смысле слова проверенных временем – видимо-невидимо. Выбирай, какая больше по сердцу…