Благотворительный фонд им. Павла Михайловича Третьякова
О Фонде Памяти<br>П.М. Третьякова Художественные и просветительские проекты Издательская<br>деятельность Международное<br>сотрудничество СМИ о Фонде
24.01.2023 «Я люблю твой замысел упрямый…»
«Я люблю твой замысел упрямый…»
Надёжность судна и профессионализм его команды проверяются бурей. Держать свой курс, когда мир теряет привычные очертания, когда так важно не сбиться с пути, не растерять сокровища, лежащие в трюмах, не дать разметать соратников-читателей, идущих кильватерной колонной следом, – это требует не только мастерства, но и мужества. По счастью, команде Благотворительного фонда имени П.М. Третьякова, созданной незабвенным Виктором Михайловичем Бехтиевым, и того и другого не занимать.
Учреждённый в 2006 году на высокой волне 150-летия Третьяковской галереи Фонд и сегодня продолжает дело того, чьё имя с честью носит. Сотрудников, их друзей и единомышленников ведёт по жизни тот самый «замысел упрямый», который вдохновлял основателя галереи. А потому всё также влекут ценителей русского искусства просветительские программы Фонда, художественные выставки, выходящие в свет научные и популярные издания, ежегодные вечера памяти выдающегося мецената.
На традиционные де­кабрьские встречи, приуроченные ко дню рождения Павла Михайловича Третьякова, – а в минувшем году это было 190-летие – собираются сотрудники и давние друзья галереи. А героями праздника становятся те, чьим трудом и талантом живёт и процветает не только его детище, но и региональные российские музеи. Лучшим из лучших вручается награда «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству».
Лауреатами премии имени П.М. Третьякова в 2022 году стали три удивительные женщины. Наталия Александровна Александрова, заведующая отделом живописи второй половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи. Первые 20 лет музейной биографии посвятила скульптуре, пополняя коллекцию произведениями мастеров союзных республик. Затем долгие годы с той же самоотдачей занимается комплектованием картинного собрания, будучи лично знакома с выдающимися художниками-современниками. Автор томов научных каталогов «Скульптура второй половины ХХ века» и «Живопись второй половины ХХ века».
На попечении Елены Александровны Теркель, заведующей отделом рукописей ГТГ, 230 000 единиц хранения – бесценные документы, начиная с XVIII века. Её стараниями фонды отдела постоянно пополняются, одним из важных приобретений стал архив Льва Бакста. Елена Александровна является инициатором как фундаментальных изданий – многотомной «Истории Третьяковской галереи», так и популярных брошюр – «Семейный альбом художника», пользующихся большим спросом у посетителей музея.
Лариса Валентиновна Бардовская, старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царское Село». Начинала трудовой путь 58 лет назад музейным смотрителем, дойдя в высотах профессии до главного хранителя. Несколько десятилетий возглавляла Реставрационный совет музея. В восстановлении Золотой анфилады, Большого зала, легендарной Янтарной комнаты, Лионского зала Екатерининского дворца, а также интерьеров Александровского дворца есть значимая доля её таланта и знаний. Автор 100 публикаций.
Третьяковские вечера – праздники в жизни Фонда, возрождённый при его поддержке журнал «Русское искусство» – ежедневная и напряжённая, но очень увлекательная работа. Заключительный номер такого непростого 2022 года редакция представила «Калейдоскопом событий». На первый взгляд, что может быть естественней: собирай полные пригоршни разноцветных стёклышек-событий – и, как ни поверни калейдоскоп, непременно сложится затейливый узор. Но внимательный читатель с первых же страниц догадывается: перед ним искусно составленный ребус, разгадать который можно, только добравшись до финала: сюжеты складываются в панораму не случайным поворотом калейдоскопа, а искусно завуалированным принципом.
 
Русское искусство 001 new.jpg
Лауреаты премии имени П.М. Третьякова: 
Л.В. Бардовская, Е.А. Теркель, Н.А. Александрова
 
Геннадий Попов, старейший сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, рассказывает о том, что вместилось в 75 лет истории музея, которого вообще могло не быть, если бы один уважаемый учёный не совершил рискованный поступок. Другой самоотверженный человек – Анна Ивановна Зеленова, всю жизнь посвятившая горячо любимому Павловску, стала героиней первого в России памятника музейному работнику и рассказа Алексея Гузанова. О великих русских меценатах – Третьяковых, Щукиных, Морозовых, – без чьих коллекций немыслимо представить ни один из флагманских отечественных музеев, напоминает Татьяна Юденкова.
Елена Теркель представляет два новых тома «Истории Третьяковской галереи. ХХ век», охватывающих период с 1913 по 1925 год. Цель масштабного издательского проекта, также поддержанного Фондом имени П.М. Третьякова, – восстановить историческую справедливость: о собрании ГТГ написаны десятки тысяч страниц, а о жизни самой галереи широкая публика знает не так уж много. О находках и открытиях, в сущности и составляющих жизнь музейщика, сообщают в своих статьях главный редактор журнала Елена Бехтиева и хранитель иконописи Галина Сидоренко.
Как всегда, редакция позаботилась о том, чтобы снабдить читателей «путеводителями» по актуальным выставкам. Неутомимая Нина Дивова, старейший работник Третьяковки, не только представляет проект «Из виртуального в реальное», но и делится некоторыми секретами профессии экспозиционера. Евгения Илюхина приглашает на «балетное дефиле», приуроченное к 150-летию гениального Сергея Дягилева. Анастасия Винокурова и Анна Петрова, сотрудники Музея русского импрессионизма, открывают читателю поэтичный мир художников «саратовской школы». А рядом, как путешествие в прошлое, материал Ольги Полянской «Искусство Советского Союза» (к 100-летию образования). Цельность картины мира всегда была отличительной чертой редакционной политики журнала.
Закрывают панораму номера три с любовью выполненных портрета: изящный и тонкий – художницы Марии Эристовой, экспрессивный – керамиста Петра Ваулина, философский – скульптора Владимира Курочкина. На последних страницах в коротком очерке – о премии, носящей имя Алексея Комеча, которая присваивается тем, кто спасает от равнодушия и забвения наше общее культурное достояние. Здесь как раз и спрятан ключ к этому номеру. Символ премии – Ноев ковчег, на бортах которого запечатлён её девиз: «Счастлив, кто отважно берёт под свою защиту то, что любит». Трудно не согласиться с прозорливцем Овидием…
Ксения Вишневская
"Литературная газета". 2023. 24 января
© Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова 2006 - 2024