|
Синегория
островерхая…
Иллюстрация
из книги |
Известно, что поэтическое творчество руководителей порой вызывает улыбку за их спиной: подчиненные и даже друзья часто не в силах сказать подлинное мнение об их стихах. То, что пишет директор Алупкинского музея-заповедника Александр Балинченко, – явление совершенно другого рода. Человек, отвечающий за памятники огромного национального значения, руководитель комплекса, который посещают миллионы людей в год, реализует свою влюбленность в благословенную историю и культуру Крыма в удивительно искренних строках. Чему и стал доказательством сборник стихотворений «Твоих миров неведомая тайна». «Синегория островерхая, благородный, загадочный Крым, / Племенами, народами пестрыми проклинаем ты и любим! / И лазурных восходов золото, и багряных закатов дым… / Заколдуешь, опоишь допьяна кипарисовым зельем своим».
Удивительное сочетание самых разных стилей создателей Воронцовского дворца, где мавританские традиции смещались с готикой, и патриархальная прелесть любимого приюта Александра III – Массандры – не могли не отразиться в строках того, кому вверена их сохранность, кто расширяет возможность доступа к ним людям: «О, сколько он видел и счастья и горя, / И шепот признаний у темной стены, / Ему, словно стражу у Черного моря, / До самых глубин наши души видны. / Одетый во фрак диабозовый, ладный, / Над сединою – Ай-Петри венец, / У ног его львы, гимн звенит звездопадный, / Прекрасен и мудр Воронцовский дворец!»
|
Александр
Балинченко. Твоих
миров неведомая
тайна / Ил.
Е. Серебряковой-
Николаевой.– М.:
Библиотека журнала
«Русское
искусство»,
2024. – 96 с. |
Таинственные тени давно прошедших романтических времен все время возникают в стихах Балинченко: «Загадочно играют блики света, / На сером камне старых стен дворцовых, / Окружены здесь тайной все предметы, / Лишь только догорит закат багровый, / Вдруг волшебством накроет все пространство, / Наполнит чудным смыслом силуэты, / И подчеркнет величие убранства / Строка им вдохновленного поэта».
Александр Петрович, конечно, романтик, абсолютно не стесняющийся своих чувств. И, конечно, значительную часть успеха разделяет иллюстратор, автор пленительных, как написали бы в альбомах ХIХ века, акварелей, обрамляющих сборник, – Екатерина Серебрякова-Николаева, правнучка великой Зинаиды Серебряковой. Своей легкой, какой-то воздушной кистью она придала новые грани этим искренним строкам.
Главный редактор журнала «Русское искусство» Елена Бехтиева пишет в предисловии: «И пусть наши читатели узнают не только о художественных собраниях отечественных музеев, но и о творческих людях, их возглавляющих».